Чуткое сердце и золотые руки

Категория: Кумертау
Дата публикации: 2017-04-19 17:13:29
Чуткое сердце и золотые руки.kumertime.ru

Знаете, чем отличается Бог от хирурга?  Бог знает, что он не хирург.

Анекдот.

Памяти замечательного человека, которого, к большому сожалению, нет среди нас, Ите Аврамовне Кожушнер, для которой клятва Гиппократа была не просто традицией студенческой жизни, а принципом всей жизни.

Кем быть? По этому поводу долгих раздумий у Иты не было. Документы подала в Ленинградский педиатрический медицинский институт. Сразу же после зачисления устроилась работать санитаркой в поликлинику. Приученная с детства к труду, работу выполняла быстро и с хорошим качеством. Когда выпадала свободная минута, садилась за учебники. Медицинские сестры и врачи отмечали, что девушка слишком умна для санитарки. После четвертого курса Ита с однокурсницами была направлена на шестинедельную практику в г. Холм под Великими Луками. Буквально в первые же дни практики Ита вызвалась быть операционной медсестрой. Однажды, когда в больнице отсутствовал главный врач, она в целях уточнения диагноза взяла у поступившего больного спинномозговую пункцию. Дежуривший по больнице врач-терапевт не решился выполнить данную манипуляцию. И тогда студентка Ита взяла ответственность на себя. В оставшиеся дни практики главный врач сам просил: «Ита, намойся. Мало ли что, будь готова тоже». Медперсонал больницы с уважением относился к практикантке. На пятом-шестом курсах Ита уже работала в новом гинекологическом отделении второй городской больницы на Васильевском острове. Больные и медсестры ждали ее дежурств: при ней все было организовано четко по режиму. В выходные дни на подработку в процедурный кабинет выходила старшая медсестра отделения. Ита отпускала ее домой и сама ставила больным внутривенные инъекции, уколы.

В 1957 году из Ленинградского педиатрического медицинского института выпускались 450 человек, из них 17 выпускников были удостоены диплома с отличием. В дипломе Иты Кожушнер была всего одна четверка.

Не будем углубляться в биографию Иты Аврамовны. Позволим высказаться об этом замечательном человеке жителям нашего города. «В 1979-80 годах лежал в хирургическом отделении Кумертауской горбольницы, – вспоминает один из пациентов, – как-то раз по всей больнице пошла бешеная суета: поступил больной, а операцию могла сделать только Ита Аврамовна, которая в это время отдыхала где-то на реке Белой. Были организованы поиски. Ее привезли, операция прошла успешно. И с тех пор я слышал об этом замечательном человеке только восторженные и восхищенные слова благодарности».

Анестезиолог Рамиль Гилимшин запомнил случай: «Шла полостная операция, больной под наркозом, вдруг в операционной погас свет. Медсестры зажгли свечи, но освещение было слабым и продолжить операцию не представлялось возможным. Возникла напряженная тишина, и Ита Аврамовна стала читать стихи Симонова, Ахматовой, Бродского, Цветаевой, Высоцкого. Она читала негромко, проникновенно. Мы стояли, как завороженные. Через полчаса дали свет. И мы продолжили операцию, как-то особенно сосредоточившись».

Из воспоминаний однокурсников Иты Аврамовны. «Увлечением Иты было вышивание. Как-то в институте была организована выставка студенческих работ. Ита представила свою вышивку по мотивам баллады Гете «Лесной царь». Ее работа была признана лучшей. Иту наградили ценным подарком – двумя кофейными фарфоровыми чашками. Занятия вышиванием, вязанием, шитьем не просто радовали душу, но и помогали работе, развивали руку. Неслучайно «хирург» с греческого дословно переводится, как «работа рук».

Стоит отметить, что все, кому посчастливилось работать с Итой Аврамовной, говорят: «Еще одна изюминка Иты – кладезь анекдотов. На жизнь смотрела с оптимизмом; о себе, о превратностях судьбы чаще всего говорила с иронией. Практически к каждой ситуации у нее есть подходящая байка. Видимо, анекдот – самый простой способ снятия психоэмоционального напряжения, сопровождающего работу хирурга. Практикующий женщина-хирург в больнице – явление нечастое, так же, как и большая редкость – женщина, владеющая мастерством рассказывания анекдотов. Ита Аврамовна и здесь исключение из общепринятых правил».

Ученик Иты Аврамовны – доктор медицинских наук, профессор, заведующий хирургическим отделением больницы скорой медицинской помощи №22 г. Уфы Джамал Исаевич Мехдиев. Он приехал в Башкирию по завершении Бакинского медицинского института в целях кадрового подкрепления. В то время остро не хватало врачей. Заместитель министра здравоохранения республики Н. Курбангалеева, отправляя его в Кумертау для прохождения интернатуры, напутствовала: «Там есть доктор Ита Аврамовна. Она знает и умеет, если не все, то почти все. Она тебя научит». На протяжении семи лет Джамал Исаевич одержимо учился у Иты Аврамовны. Уезжая в Уфу, искренне признался своему учителю: «Если бы мне кто-то сказал, что так можно работать, – не поверил бы. Спасибо вам».

Из воспоминаний ее коллег: «Серьезной проблемой в оказании своевременной медицинской помощи больным в те годы было отсутствие диагностических аппаратов. Кумертауское авиационное предприятие, которым руководил  фронтовик, опытный производственник, масштабная личность Александр Самойлович Палатников, сотрудничало с Японией, в которой производилось востребованное медицинское оборудование. Ита Аврамовна обратилась к Палатникову с просьбой оказать содействие в приобретении колонофиброскопа и фиброгастроскопа. Вскоре с помощью японских приборов в Кумертауской больнице исследовали пищевод, желудок, кишечник. Александр Самойлович, будучи человеком проницательным, видел и понимал, что просьбы Иты Аврамовны предметны и по существу. Благодаря усилиям этих двух неординарных людей, жители города Кумертау и близлежащих сельских районов получали качественную медицинскую помощь, не выезжая в Уфу. Начальник и работники ОРСа авиационного предприятия относились к Ите Аврамовны с уважением и старались максимально удовлетворить ее просьбы. Руководители организаций, к которым она обращалась, практически не отказывали ей. Однажды в знойный летний день в кабинете одного руководителя предприятия Ита обратила внимание: «У вас в кабинете вентилятор есть, комфортно работать. А хирурги за операционным столом потом обливаются». Через час в одной из операционной отделения стоял вентилятор. В дальнейшем, в сложные 1990 годы, запасы, собранные Итой Аврамовной, выручали всю больницу».

Когда Ита Аврамовна в спешном порядке летит в Москву и получает разрешение на обучение по онкологии, в республиканском министерстве долго удивлялись: как врач-педиатр из рабочего поселка смогла добиться положительного решения сложного кадрового вопроса в Москве. Практикой слушателей в Казанском институте усовершенствования врачей руководил профессор Михаил Семенович Сигал. Ита Аврамовна в первый же выход в стационар просит разрешения у оперирующего Михаила Семеновича ассистировать ему. И так в течение пяти месяцев обучения начинающий врач-онколог Ита Аврамовна Кожушнер ассистировала профессору Сигалу, впитывая в себя каждое слово и движение рук профессора. И, когда в следующий раз Ита Аврамовна вновь приедет на курсы в Казань, профессор Сигал сразу узнает ее. По завершении курсов по доброй традиции преподаватели и слушатели стали фотографироваться на память. И вдруг раздался голос Михаила Семеновича: «А где моя главная ассистентка? Коллега, прошу вас, встаньте рядом со мной».

За пятьдесят лет активной хирургической работы Ита Аврамовна воспитала когорту врачей-хирургов: А. Александрова, Ф. Кантимирова, Н. Мигранова, В. Пупышева, И. Сайфуллина, Н. Сидоренко, М. Фартунина, Т. Фаттахова. Пройдя под ее руководством интернатуру, проведя не один десяток совместных операций, они становились коллегами. Ита Аврамовна щедро делилась своими знаниями, умениями. Под ее руководством хирурги чувствовали себя защищенными, значимыми специалистами. Ее принцип в общении с учениками, коллегами, сотрудниками – требовательность, немногословность, доброжелательность. В настоящее время ученики Иты Аврамовны – ум, совесть и честь Кумертауской городской больницы. «Это был такой человек, на которого надо равняться всем. Честь врача и человека управляют всеми ее добрыми делами. Природа подарила Ите Аврамовне сердце, чуткое, любвеобильное, и золотые руки хирурга-спасителя. В любое время суток и в любых экстремальных ситуациях она шла навстречу людям, чтобы спасти их жизнь. Любовь к профессии у медиков немыслима без любви к пациентам, этому нас обязывает и врачебный долг, и человеческая сущность», – говорит заслуженный врач РБ, врач высшей категории, заведующий первым хирургическим отделением Нагимулла Мигранов.

Каждая операция, которую делала Ита Аврамовна, становилась для нее главной. И не важно, кто был на операционном столе, каков был его социальный статус, материальные возможности. Самоотверженный труд Иты Аврамовны отмечен государственными наградами: отличник здравоохранения Российской Федерации, заслуженный врач Республики Башкортостан, кавалер ордена «Дружбы народов». Самая необычная благодарность – собачка породы японский хин, которую подарили Ите Аврамовне родители прооперированной девочки. Донька прожила в семье Иты Аврамовны шестнадцать лет, радуя всех домочадцев.

«Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего». Максим Горький.

Подготовила Гульназ ЯГАФАРОВА.

Теги: kumertime.ru

Добавить комментарий:

Новых комментариев нет