На гайки

Категория: Кумертау
Дата публикации: 2016-03-03 09:34:55
На гайки.kumertime.ru

Если ехать из Кумертау в посёлок Ермолаево по оренбургской трассе, то где-то на половине пути можно увидеть небольшой прудик, расположенный по правую сторону дороги и вплотную примыкающий к ней, – тот самый, напротив садов-огородов. С юных лет мне не единожды доводилось слышать историю, связанную с этим прудом, – случай, уже и в ту пору поросший слухами, как старый сапог – водорослями, ставший одной из самых забавных и в то же время драматичных легенд местного рыбацкого фольклора.

Правда или нет? Может, слышал кто? Говорят, было так.

Били рыбака. Били нещадно, как родного, – до конца. А всё потому, что задумал он непростительную по рыбацким меркам подлость. Воспользовавшись скверной репутацией этого водоёма, – будто никто никогда не уходил оттуда с крупным уловом, – некий авантюрист решил показать, что рыба, и не малая, в пруду всё-таки имеется и клюёт так, что только успевай вытаскивать. И вот до чего додумался: накупил селёдки, прицепил на крючок экземпляр покрупнее, забросил в воду и сидит, ждёт, когда по трассе пригородные автобусы мимо проезжать начнут, – на публику захотел сыграть. Автобус из города едет – он тащит селёдку, в город – снова тащит, да ещё и вид делает, точно справиться не может, до того рыба крупная и упёртая попалась. Как это ни странно, но уловка сработала. Проезжающие в автобусе люди видели это дело, и многие тогда были сбиты с толку: откуда в этом, прямо сказать, корыте такая крупная рыба, идущая на крючок, как с конвейера? Говорят, весь последующий день на пруду было не протолкнуться от рыбаков, сплошь утыкавших берег удочками. Только всё, разумеется, оказалось напрасным, никто так ничего и не поймал, а весь предшествующий тому «балаган» только породил в воспалившихся мужицких умах немало вопросов, самый основной из которых: «На что он ловил?» так и остался неразрешённым.

Через несколько дней, когда страсти поутихли, прохвост с селёдками снова объявился на пруду и проделал то же самое. Удивительно, но старания так же не прошли даром и обуреваемые азартом мужички вновь попались – да-да! – на ту же удочку. Однако в этот раз бедняги уже почуяли подвох, и постепенно самый главный вопрос: «На что он ловил?» плавно перешёл в другой, ещё более важный: «А кто – он?» Стали думать да гадать, и ведь нашли! Кто-то узнал его, – он находился здесь же, на пруду, вместе со всеми и втихомолку покатывался со смеху над своей затеей. Обманщика тотчас же схватили, да отделали так, что... Стоп! А вот здесь всё-таки легенда расходится на два русла, сама с собой вступая в противоречие. Одни говорят, что покалечили его основательно, чтобы и другим неповадно было, вторые утверждают – не было ему пощады. И чему здесь верить, как и верить ли во всю эту историю, – дело каждого. Рыбаки, они, известно, народ такой: и соврут, не дорого возьмут. Но ведь дыма без огня не бывает, не так ли?

Как-то ехал я в маршрутке в Ермолаево и разговорился с одним мужичком, сидевшим на соседнем кресле: щупленьким, с плутоватыми глазками, облезлым белеющим носом и одетым в засаленную штормовку и синюю кепку-бейсболку с мятым козырьком. Попутчик мне достался словоохотливый, и, как выяснилось, мог поддержать любой разговор. Мы познакомились, мужчина оказался местным и, протянув мне свою холодную костистую пятерню, представился Аркадьичем. Я поведал ему о том случае с избиением рыбака и спросил, слышал ли он о нём, и если да, то что об этом думает. Оказалось, ничего подобного Аркадьич не слышал, но мнение у него на этот счёт своё имелось.

– Да брешут всё! – сказал он, как отрубил. – Мало, что ли, по свету брехунов? Вот со мной раз случай вышел – вот это да-а...

И рассказал следующее:

– На рыбалку я раз собрался на наш пруд, на новый. Ну, ты знаешь. Встал, значит, с утра, слышу: дождь на улице. Я в окно-то выглянул, смотрю – вроде не надолго. Да всё одно, думаю, ждать не буду, схожу, не раскисну. Гараж у меня на «Скорой помощи», там я снасти-то и держу. Пошёл, значит, в гараж. А мне от тестя москвичишка старенький достался. Ничего так машина, бегает ещё: день езжу, три – ремонту отдай. Да мне хватает... Захожу, значит, в гараж, смотрю, а у меня по всему полу гайки разбросаны с прошлой починки. Непорядок, думаю. Взял газетку, собрал их, и, видать, пока с удочками кружился, в карман-то себе эти гайки и сунул, – на пруду только хватился. А кой до пруда дошёл, там и дождь кончился.

Он старательно прокашлялся и продолжил:

– Хорошо я натягал за утро. Карась, весь, как один, на пол-локтя, штук девять. Двенадцать ли? А в обед опять дождичек приложил, и, как отрезало, – ни одной поклёвки. Тесто, конечно, я жидковато замесил тогда: чуть в воде передержал – само отваливается, достаёшь, а крючок голый. Я удочку вытащил да и закурил. И тут смотрю: мужик подошёл. Крепкий довольно. И откуда взялся-то, – я и ни сном ни духом, словно, как подкрался. Стоит, значит, и улов мой в ведре разглядывает. Я молчу. Он на меня взгляд перевёл и головой кивает – одобряет, мол. Потом ближе подошёл и спрашивает: «На что ловишь?» И что на меня тогда нашло? Возьми да и сбрехни ему: «На гайки!» Тот глаза на меня вытаращил: «На какие?» А я знай дальше брехать: «На десять! – говорю. – На восемь пробовал – не берёт, хоть ты облезь!» И достаю газетку с гайками, – лицо ещё, как путёвый, сделал, выбираю как будто, – цепляю одну на крючок – и в воду. Прям у него на глазах. Тот смотрит то на меня, то на поплавок, то на гайки, ничего сообразить не может. Стоял он, стоял, смотрел, смотрел, да как завернёт мне в лоб кулачищем. Я и сел: куда удочка, куда – гайки, сгнить бы им там в гараже... А тот раскраснелся, пыхтит, губы трясутся – ранимый, значит, оказался... Ну, тут-то мы с ним сцепились и давай елозить по берегу. Оба, как черти, грязные...

Аркадьич задумчиво помолчал немного и с грустью признался:

– Досталось мне тогда, конечно, крепко за эти гайки...

Но тут же оживился и добавил:

– Но и я, хоть и знаю, что виноват-то, да не сробел. В долгу не остался!

Через минуту он вышел на своей остановке, и больше я его не встречал.

Что ж, вот и ещё один случай, претендент на очередную легенду. А сколько таких «аркадьичей» по всей нашей необъятной Родине?!

Я не уверен, была ли история об избиении рыбака с селёдками в действительности или нет, но в одном я уверен точно: не переведутся в России балагуры. Никогда!

Андрей КОМЛЕВ.

Теги: kumertime.ru

Добавить комментарий:

Новых комментариев нет