Линия жизни
Дата публикации: 2016-01-13 15:26:05
«…Умеет она так объяснять, что самая трудная тема покажется лёгкой, а неинтересная интересной: только с ней мы узнали, что живым и близким может быть чужой иностранный язык. Побольше бы таких людей работали в школе. Тогда в школу ходили бы с радостью», – писал четверть века назад в своем письме в редакцию тогдашний выпускник С. Апракин. Пожелтевшая от времени газета с этой публикацией попала в руки, когда мы вместе с Людмилой Алексеевной Ошмановой перебирали семейный архив, большую часть которого составляют письма и открытки благодарных учеников. В самом начале нашего разговора Людмила Алексеевна предупредила, что накануне своего 80-летия она бы хотела подробно остановиться на воспоминаниях довоенного и военного детства:
– Сами понимаете, как мало осталось сейчас свидетелей тех страшных лет, а забывать о войне нельзя, наши внуки и правнуки должны знать о ней. Я родилась в 1936 году в городе Россошь Воронежской области. Многих деталей нашей предвоенной жизни, конечно же, не помню. Но навсегда остались в памяти добрые лица людей того времени. Все тогда были живы и жили одной судьбой с любимой страной. Помню, как много внимания уделял мне отец, разучивая со мной стихи, танцы. Он даже на футбол меня водил. В то страшное воскресенье мы шли в гости. Помню, как папа забегал вперёд, прятался за столбы, а я находила его и смеялась. Когда пришли в гости, хозяева включили радио, по которому передавали сообщение о войне. Какими тревожными стали лица взрослых…
Папу провожали на фронт на третий день войны. Помню, как я вцепилась в него и долго не отпускала, как будто чувствовала, что больше никогда не увижу его. Погиб папа под Смоленском в 1943 году.
Нам, детям войны, достались нелёгкие испытания. Помню, как при бомбёжке Россоши бабушка прятала меня то под кустом сирени, то под столом. Особенно страшно было, когда горел элеватор, когда на землю летели авиабомбы, когда я ясно видела нарисованные на летевшем низко фашистском самолёте кресты.
Эвакуировали нас в Саратовскую область, везли на грузовых машинах и автобусах под бомбёжками и обстрелами. По дороге, в Богучаре, мы прятались в бомбоубежище. Прятались и в пшенице, больше негде было, видела, как фонтанчиками взметало землю. Запомнилось, каким горячим оказался осколок снаряда, который я зачем-то взяла в руки, когда мама не видела.
Как только Россошь от немцев освободили, мы вернулись, но бабушку в живых не застали, её убили. Около школы был вырыт ров, где немцы расстреливали пособников партизан. В школе, где занятия возобновились, учительница Анна Васильевна читала нам после уроков «Повесть о настоящем человеке», готовила с нами номера художественной самодеятельности, с которыми мы выступали перед ранеными в госпитале. Даже и сейчас, наблюдая кадры военной хроники и фильмов о войне, я вздрагиваю от звука летящих бомб и молю, чтобы никогда на нашу землю не вернулась война.
Чувство юмора, неиссякаемый оптимизм, приятные черты лица и обаяние Людмилы Алексеевны даже в преклонном возрасте притягивают собеседников. Когда в далеком 1960 году она, выпускница Воронежского университета, после отработки в Читинской области приехала вместе с супругом Валерьяном Кузьмичом в юный город угольщиков, то сразу поняла, что именно здесь построят они своё счастье. Им по душе пришлась природа, лес, подступающий к тихому и уютному городку.
«Муж сразу устроился преподавателем горномеханического техникума, и не изменил ему до конца жизни. Я вытащила счастливый билет, устроившись первым преподавателем английского языка в школу №1, – вспоминает Людмила Алексеевна. – Уже тогда школа была опорной, возглавлял её талантливый учитель и организатор Иван Владимирович Фролов, а успехи множила замечательная когорта учителей: супруги Столяровы, Вансковы, супруга директора школы Анна Филипповна, Надежда Петровна Ничикова, Анна Павловна Ковалева, Лина Алексеевна Соколова, Тамара Васильевна Менчикова. Работали мы тогда в едином порыве, в три смены, с переполненными до 47 учеников классами. У нас и педсоветы раньше семи часов вечера не начинались. Наше счастье было в жизни, а жизнь – в труде».
Будучи не один созыв депутатом городского Совета, Людмила Алексеевна возглавляла депутатскую комиссию по народному образованию, а с 1976 по 1982 годы работала заведующей гороно, но все эти годы душа её рвалась в школу, где она продолжала вести уроки. Довелось ей потом работать в школах №№14 и 10, педагогические коллективы которых стали ей тоже родными, но все равно самой любимой осталась для неё первая школа. И говорить о ней ветеран педагогического труда с 43-летним стажем может долго и увлеченно.
Как сейчас живется Людмиле Алексеевне? Не оставляют заботами сын и родственники, соседи, но и ученики поддерживают любимую учительницу. Генералы и представители рабочих профессий, врачи, учителя и инженеры одинаково ценят и любят её за уроки знаний, любви и мудрости. Редкий день обходится без звонков. «Танечка Кувайцева относится ко мне, как к матери, и помощь оказывает неоценимую. Благодарна Елене Кондрашкиной, Венере Зариповой, Вере Мориной, Эльвире Хабировой, Наташе Халиковой, Лене Ефимовой, Наде Ветровой, Дмитрию Силину за то, что проявляют искреннюю заботу. Если кого-то не назвала – прошу прощения. Не могу не поблагодарить своих дорогих коллег Сулпан Файзиевну Максютову и Елену Александровну Кузину, благодаря которым я до сих пор считаю себя в строю, узнаю много нового из жизни современной школы, радуюсь успехам городского учительства».
Из окна этой уютной квартиры на улице Худайбердина открывается чудесный вид на городской парк, красивую и широкую улицу. Людмила Алексеевна в любую погоду любуется дорогим для неё пейзажем. В этом любимом городе живут и приносят пользу людям её любимые ученики, а те из них, кто вылетел из родного гнезда и живёт в дальних краях, тоже трудятся на благо родины, ведь этому и учили их учителя.
Д. ЮЛДАШЕВА.
Теги: kumertime.ru