Дом, где согреваются сердца
Дата публикации: 2016-03-11 15:45:21
Пока существует проблема социального сиротства людей преклонного возраста, общество нуждается в домах престарелых.
«Все в доме №2 поражало глаз своей чрезмерной скромностью: и меблировка, состоявшая исключительно из садовых скамеек, привезенных с Александровского, ныне имени Пролетарских Субботников, бульвара, и базарные керосиновые лампочки, и сами одеяла с пугающим словом «Ноги». Этот отрывок из бессмертных ильфо-петровских «12 стульев», описывающих быт дома престарелых далёких нэповских времён, прокручивался в голове по пути в деревню Свободу Куюргазинского района. Именно здесь находится отделение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проще говоря, дом престарелых.
По хорошо очищенным дорогам добрались до Свободы быстро. Где находится бывший интернат местной школы, приблизительно знали, а увидев на дороге прихрамывающего мужчину с пакетом книг, поняли, что движемся правильно. Чуть позже познакомились с ним: Юрий Рогов прочитал уже все книги библиотеки отделения и пользуется теперь услугами школьной библиотеки.
На крылечке богоугодного (говорю это без какой-либо иронии) заведения сидели два симпатичных аксакала, один из них в расшитой серебром зеленой тюбетейке. Догадавшись, что приехали мы не родственника проведать, они гостеприимно объяснили, где находится кабинет начальства. Начальство, как оказалось, здесь представляют заведующая отделением Антонида Фёдоровна Спевак и медицинская сестра Гульсум Анасовна Ишмухаметова – милые и радушные хозяйки дома, где нашли приют одинокие, с трудной судьбой наши с вами земляки.
История отделения уместится в несколько строк. Открыли его в 2003 году по предложению работников отдела социальной защиты населения и при поддержке главы администрации Куюргазинского района. Так сложилось, что в сёлах района проживали тогда очень много одиноких стариков, нуждающихся в уходе и заботе. В 2006 году приют (так он тогда назывался) вошел в состав районного комплексного центра социального обслуживания. 1 июня 2015 года четыре дома престарелых республики были присоединены к психоневрологическим интернатам (Свободинский к Кумертаускому ПНИ).
Антонида Федоровна заведует отделением уже восемь лет, а Гульсум Анасовна на страже здоровья проживающих с самого первого дня. Она выполняет все назначения врача Свободинской участковой больницы, который посещает отделение по вызову. Раз в год медицинский осмотр проводят узкие специалисты психоневрологического интерната.
Сегодня в отделении проживают 28 пожилых людей и инвалидов, половина из них – лежачие. Уход осуществляют девять младших медицинских сестёр, кормят – четыре кухонных работницы, есть охранники, представители других профессий (в штате 21 человек). В обязанности одной санитарки входит купание, стрижка ногтей, словом, выполнение гигиенических правил.
Естественно, что часть содержания оплачивается пенсиями клиентов отделения, конкретно 75% пенсионного обеспечения, а 25% они получают на руки и вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. В хорошую погоду они доходят до магазина, покупают себе всё, что могут позволить. Но, в основном, делают заказы через работников отделения.
Сокрушаются Антонида Федоровна и Гульсум Анасовна, что по требованию сотрудников противопожарной службы пришлось снять со всех комнат линолеум и паласы. После прокатившихся по всей стране пожаров в домах престарелых с гибелью людей такое требование предъявляется строго, это понятно. Но санитаркам стало сложно мыть полы с цементной крошкой, да и выглядят полы некрасиво. Одна надежда на ремонт, который в ПНИ обещают выполнить уже в этом году. А вообще, все помещения отделения оставляют отрадное впечатление. Комнаты уютные, актовый зал, столовая оснащены современной и удобной мебелью.
У Зиннура Рахимовича Шамсутдинова здесь и семейный фотоархив находится, он даже показал мне большую виньетку выпускников Ташкентского кинотехникума, который он в молодости окончил. Зиннур Рахимович из породы трудяг. Долгие годы он работал в отделении Урняк Таймасовского совхоза, воспитывал детей. Когда 15 лет назад овдовел, дети ухаживали за ним, но пять лет назад пенсионер принял решение перебраться сюда. «Дети-то у меня хорошие, но быть кому-то в тягость я не хочу, ведь у всех свои проблемы и заботы. Но навещают они меня постоянно, гостинцы привозят, в гости к себе забирают. Я всем доволен!» С весны до осени Зиннур Рахимович возделывает собственные грядки во дворе отделения. Сам семена заготавливает, сам копает, сажает, полет, поливает, урожай собирает и даже консервирует сам. На огородной почве выросли и иные чувства. Помогать ему взялась Ирина Ильинична Алексеева, за совместной работой они сдружились, решили идти по жизни вместе. Попросили священнослужителя (а здесь часто бывают и мулла, и батюшка) прочитать им никах.
Ирина Ильинична оказалась словоохотливой бабулечкой. По её словам, года два назад она совершила глупость, вернувшись в родную деревню. Там её обидели близкие, она решила вернуться назад, да не тут-то было. Теперь попасть в отделение можно только по республиканскому распределению. Но добрый человек, недавний директор ПНИ Юрий Мельников, помог путёвку выхлопотать. Так Ирина Ильинична вошла в эту реку дважды. «Ой, мне всё здесь нравится, – делится Ирина Ильинична, – Антонида Фёдоровна нам всем, как дочь, как сестра, как мама, хоть и молодая. А Гульсум Анасовна – профессор медицины. Она здесь сама и от инсультов нас выхаживает, и нервных лечит, и сразу знает, что у кого болит. Здесь кормят вкусно, здесь тепло, здесь у меня Зиннур есть. Ничего, что он на 12 лет младше, Пугачёвой же можно молодых любить. Зиннур такой трудолюбивый, всем помогает, золотой человек!»
Риф Иргалиевич Губайдуллин – по жизни человек одинокий, молодые годы провел в Самарканде, а 15 лет назад вернулся к большой родне в деревню Кунакбаево. Своего дома заводить не стал, решил, что родными стенами ему должно стать вот это отделение. Добрые глаза Рифа Иргалиевича и искренние слова выдают в нем интересного собеседника, в жизни которого грустных событий намного больше, чем радостных. Но он, несмотря на свою инвалидность, трудностям не сдаётся…
А еще мне очень понравилась Ишбика Ахмадгазизовна Габбасова – восточный вариант той бабушки, которая в далеком детстве открывала и закрывала ставни «русских сказок», с широкой улыбкой и весёлыми присказками. Всех обнять готова, приголубить. Всю жизнь она надрывалась на тяжелой работе, даже дорожной строительницей была. Сюда приехала из деревни Кинзябаево. Ишбику-иней часто навещают племянники, они бы и жить её к себе взяли, но она считает, что в доме престарелых чувствует себя намного свободнее, чем где-либо в гостях. «Что хочу, то и делаю: моя комната, мои вещи, а хлеб я здесь ем свой собственный, который заработала. Ни на кого не обижаюсь, родственники меня почитают. Меня вот когда инсульт здесь разбил, Гульсум-медсестра вылечила без всякой больницы, дай Аллах ей здоровья на долгие годы!»
В отделении живут не только жители района, сюда приезжают на ПМЖ и издалека. Заведующую уже предупредили, что в Уфе в эти дни к ним оформляют еще двух человек. А вообще, койки здесь можно увеличить, возможность такая есть. Учитывая статистику социального сиротства людей преклонного возраста, дома престарелых, как их по-новому не называют, в нашем обществе будут востребованы всегда. Но далеко не всегда виноваты в этом наши жестокие дети. Порой виноваты мы сами, просчитавшиеся когда-то в вопросах их воспитания. А работникам отделения пожелаем и впредь оставаться такими же душевными людьми…
Динара ИШМАЕВА.
Фото Владимира КОЛЯДЫ.
Теги: kumertime.ru